Новости дня

«Мы все здесь летаем…» — вольный обзор романа «ОНО»

Опубликовано 07 октября в 10:00
0 0 0 0 0

Ровно месяц назад в российских кинотеатрах вышла главная кинопремьера сентября – экранизация романа «ОНО» Стивена Кинга, снятая Андресом Мускетти. Даже спустя 30 дней, этот своеобразный фильм ужасов остается любимой темой киноманов. Огромные кассовые сборы (более 500 млн. долларов), хвалебные отзывы критиков и зрителей, обзоры на youtube, обсуждения в социальных платформах, мемы (миллионы их!), и пара ночей сна с включенным светом – это все Пеннивайз.

Создание романа и образ Пеннивайза

Стивен Кинг часто упоминает в интервью, что «ОНО» является главным романом в его жизни. И с этим трудно не согласиться.
В далеком 1981 году, став уже известным писателем, Стивен Кинг приступает к работе над историей, о зловещем монстре в образе клоуна, который похищает и жестоко убивает детей в небольшом городе, на границе (сейчас внимание!) штата Мэн.


На самом деле, вселенная Стивена Кинга, довольно безопасное место – чтобы выжить, нужно просто держаться подальше от штата Мэн. (из твиттера)


Роман «ОНО», состоящий из двух частей, и насчитывающий около 1200 страниц, сразу после публикации в 1986 году, вызвал бурную реакцию среди фанатов, критиков и журналистов.

Многие обвиняли Кинга в чрезмерной жестокости, гомофобии, педофилии, вкупе с невероятной затянутостью повествования, путаницей и обилием персонажей. Другие же называли «ОНО» — лучшим произведением, где писатель подводит черту под всеми своими работами, используя любимые приемы: детские страхи, отчуждение и хладнокровие взрослых, власть памяти, верность дружбе и клятвам. Так или иначе, произведение становится хитом продаж, и номинируется на множество книжных премий.

Однако, как бы не обсуждали книгу, все сошлись во мнении, что образ клоуна Пеннивайза — это настоящий грааль творчества «Мастера Ужасов», наравне с мифами о Ктулху Г. Лавкрафта.

Стивен Кинг долго не мог определиться с образом монстра, который вызывал бы страх у читателя на долгие годы.


По одной из версий, на создание своего монстра, Стивен Кинг вдохновился историей Джона Уэйна Гейси — серийного маньяка, терроризирующего Чикаго на протяжении 6 лет (1972-1978 гг), и жестоко убившего порядка 30 человек, возрастом от 14-25 лет. Гейси часто одевался в костюм клоуна Пого, и выискивал свой жертв на детских праздниках.


Изначально, главным антагонистом романа, должен был быть злобный тролль из детских сказок, который живет под мостом. Но идея отпала сама собой.
В итоге, на свет явилось некое древнее чудовище из глубин космоса, которое рухнуло на Землю, в окрестностях будущего города Дерри.

Находясь в стазисе много миллионов лет, монстр ждал появление людей. После того, как в Дерри появляется жизнь, ОНО пробуждается, и начинает пожинать кровавую жатву. Убийства продолжаются в течении года, а насытившись, ОНО снова уходит в спячку на 27 лет, до следующего пробуждения.

Как и Ктулху, истинную внешность «ОНО» невозможно постичь в физическом пространстве, кроме некого места во вселенной, под названием «мертвые огоньки». В физическом мире, чудовище предстает в виде огромной паучихи (привет, арахнофобия) или в более известном — образе зловещего клоуна Пеннивайза (коулрофобия), но также может принимать реалистичные образы самых потаенных страхов человека.

Клоун Пеннивайз, также является любимым персонажем самого Стивена Кинга, и упоминался в других произведениях автора, таких как «Томминокеры» и «Темная башня», еще раз доказывая взаимосвязь всех произведений писателя.

Экранизация 1990 года

Спустя 4 года после публикации, выходит телевизионная экранизация в двух частях и длительностью 3 часа, снятая режиссером Томми Ли Уоллесом (рейтинг 6.9 на IMDb и Кинопоиске). «ОНО» мало чем отличалось от прочих экранизаций Кинга в то время. При небольшом бюджете, затянутости и нестыковках с романом, экранизацию ждала участь адаптаций «Возвращения в Салем», «Ночной смены» или будущих «Противостояние» и «Томминокеры», если бы не перфоманс великого Тима Карри, шикарно исполнившего роль Пеннивайза, и на много лет закрепивший за ним этот образ в массовой культуре.

В остальных ролях снялись актеры, в будущем принимавшие участие в других известных проектах: Сет Грин («Робоцып», «Баффи – истребительница вампиров», дилогия «Скуби-Ду»), Аннет О’Тул («Тайны Смоллвиля», «Обмани меня») и Джон Риттер (дилогия «Трудный Ребенок», «Клиника»)

Экранизация 1998 года

Да, есть и такая экранизация! И не просто экранизация, а 52-серийный ИНДИЙСКИЙ телефильм «WOH» (спасибо что без танцев). Хотя создатели сериала вдохновлялись фильмом 1990 года, естественно — это была вольная трактовка о зловещем клоуне, по имени… ДЖОКЕР, который похищал и убивал людей. Сериал был сугубо в индийском стиле, без спецэффектов и жестокости, но обильно сдобренный драмой. Данное творение можно найти на youtube (к сожалению, только на хинди).

Экранизация 2017 года

В 2009 году, новой экранизацией заинтересовались Warner bros., и Гильермо Дель Торо. На протяжении 5 лет велась работа над ремейком из двух частей, пока права не перешли New Line Cinema. Проектом заинтересовался Кэри Фукунага, режиссер и продюсер телесериала «Настоящий Детектив», который собирался снять поистине мрачную экранизацию романа. Но из-за ограниченного бюджета и разногласий из-за сценария, Фукунага вскоре выбыл из проекта, но был упомянут в титрах, как один из авторов сценария. Новым режиссером был назначен Андрес Мускетти, ранее снявший хоррор «Мама» с Джессикой Честейн в главной роли. На роль Пеннивайза пригласили Билла Скарсгарда, сына шведского актера Стеллана Скарсгарда («Тор», «Мстители», «Нимфоманка», «Пираты Карибского Моря»). Также рассматривался и Тим Карри из оригинального телефильма, но он отказался из-за проблем со здоровьем.

Съемки ремейка начались в июне 2016 года, и закончились в сентябре. В марте 2017 года появился первый тизер-трейлер, который установил рекорд по просмотрам на youtube. Фильм вышел в прокат 5 сентября 2017 года.


Интересный факт: Фаза стазиса Пеннивайза продолжается 27 лет. Ремейк Мускетти вышел через 27 лет, после экранизации Ли Уоллеса.


Мускетти, являясь (по его словам) настоящим фанатом «ОНО», старался очень точно перенести атмосферу романа на большой экран. И ему это удалось.
Все начинается с легендарной начальной сцены жестокого убийства маленького Джорджи Денбро. Мы видим мрачную картинку дождливого города, безлюдного и пугающего. Вслушиваемся в зловещую музыку, которую наигрывает на пианино мама главного героя. Уровень саспенса нарастает. Маленький мальчик в желтом дождевике идет на улицу, чтобы поиграть с бумажным корабликом, сделанным его братом. В один момент мальчик не поспевает за корабликом, и тот уплывает в водосток. В этот момент в водостоке появляется клоун, который представляется Пеннивайзом. В свойственной манере педофила, клоун предлагает мальчику спустится к нему, и угоститься попкорном и сахарной ватой. Мальчик отказывается, но соглашается забрать свой кораблик. Когда Джорджи протягивает руку, Пеннивайз откусывает ее, и забирает в водосток окровавленного мальчика….

Уже в этой сцене мы видим кинематографично правильную и изысканную работу режиссера, что настраивает нас на действительно хорошее кино.
Далее, мы знакомимся с главными героями фильма – «Клубом Неудачников». Это обычные школьники-отшельники из неблагополучных семей, не принятые другими детьми города, которых «кошмарит» местная гопота, во главе с отмороженным Генри Бауэрсом.


Излюбленный метод Кинга – сделать главных героев — изгоями общества, с некими «дефективными» нарушениями, как физическими, так и психологическими. Это мы наблюдаем и в фильме. Один – слишком толстый, другой заикается, третий астматик и тд.


Здесь Мускетти снова показывает свой талант подачи материала. Основной посыл романа – это крепкая и верная дружба, даже перед лицом смерти. Режиссер акцентирует на этом все внимание зрителей. Не зря важнейшей сценой первой половины фильма является битва на камнях, между «неудачниками» и гопотой. Именно этот эпический «махач», показывает настоящую сплоченность главных героев, которая поможет в будущем одолеть Пеннивайза.
Не будем же забывать, что «ОНО» — это все-таки хоррор. С этим Мускетти справляется на высшем уровне. На протяжении всего фильма, режиссер не ограничивается классическими «скриммерами», обильно используемые в фильмах ужасов последние 20 лет. Он гармонично использует элементы «боди-хоррора» из ранних фильмах Кроненберга, и японской школы хоррора, с вниманием на психологическую составляющую ужаса. Также важным элементом фильма, является и комедия. Здесь Мускетти, активно использует прием из культовой трилогии «Зловещие Мертвецы» Сэма Рейми, а именно «напугай, а потом рассмеши». Финн Вулфард, исполняющий роль одного из «неудачников» — Ричи Тозиера, отпускает такое количество колкостей и грязных шуток «про мамку», делая фильм – действительно развлекательным.


Финн Вулфард, также является главным героем сериала «Stranger Things», который давно признается большой данью уважения на все творчество Кинга и, естественно, на «ОНО». Поэтому среди фанатов обоих проектов, случались споры на тему – «чей актерский каст лучше?». И как заметил один критик: «Если актерский ансамбль «ОНО» проиграет, они просто выскажутся по поводу мамок оппонента, и все равно уйдут довольные».


Главная же «изюминка» фильма, помимо «неудачников» – это, конечно, Пеннивайз, феерично сыгранный Скарсгардом (при каждом появлении клоуна, зритель отстраивал свой «маленький Дерри»). Монстр получился очень живым, пугающем, и что самое страшное – разумным. Он не просто убивал детей, а играл в страшную игру с сознанием героев, обнажая страхи, и питаясь ими. Ну а созданные Пеннивайзом материальные образы фобий, такие как «женщина с картины» или «прокаженный», никого не оставили равнодушными.

Внешний образ клоуна – выше всяких похвал: начиная от костюма, и заканчивая «фирменной» улыбкой. Все это подчеркивает невероятная операторская работа: игра со светом, центровка кадра и использование «голландского угла», вкупе с классными декорациями (комната с клоунами или логово в канализации), настраивает на некий «сюрреализм» антагониста, так понравившийся зрителям, и самому Стивену Кингу, который назвал «ОНО» Андреса Мускетти – одной из лучшей экранизацией его книг, наравне с «Побег из Шоушенка» и «Зеленая Миля», снятые Фрэнком Дарабонтом…

В итоге мы видим адекватный перенос материала, интересную актерскую игру, запоминающихся персонажей, увлекательный стиль повествования, свежие наработки и любовь к своему делу со стороны самого Мускетти, что делает фильм – живым, захватывающим и цельным, от начальный титров и до самого финала первой части, о чем нам мило сообщают перед заключительными титрами (Как тут не вспомнить цитату: «Парни! Кончайте эти сопли! Вас ждет вторая серия!» из бессмертной кинокомедии «Человек с Бульвара Капуцинов»).

Ну а что ждет героев в продолжении, можно узнать из самого романа (который вновь стал лидером продаж), или дождаться 2019 года и увидеть противостояние повзрослевших героев и Пеннивайза на большом экране.

Автор: Noirspike Liam

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook